Ицукусима-дзиндзя - синтоистский храм на острове Ицукусима (также известен как Миядзима) в префектуре Хиросима в Японии. Храмовый комплекс внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и японское правительство присвоило нескольким сооружениям и части имущества храма статус национального сокровища.
Любопытно, что сам остров Миядзима до середины 20 века считался священным и на нем до сих пор нет кладбищ. Умерших увозят на материк.
Первые здания храмового комплекса, вероятно, были возведены в 6-ом веке в честь трёх дочерей Сусаноо-но Микото (божество моря и штормов и брат великой богини солнца Аматерасу). Нынешняя конструкция сооружена в XVI веке, в ее основе лежит дизайн 12 века, когда восстановлением святилища занялся крупный военачальник Тайра Киемори. Он же и возвел первые тории (большие деревянные ворота храма, выкрашенные в красный цвет).
Реконструированные стараниями Киемори основные здания святыни были уничтожены пожаром в 1207 году и восстановлены восемь лет спустя... только для того, чтобы сгореть еще раз, в 1223 году. На этот раз восстановление заняло больше времени и завершилось в 1241 году. С этого времени полная реконструкция комплекса стала слишком сложной задачей и поэтому здания реконструировались по отдельности.
Поскольку Ицукусима-дзиндзя был построен на берегу моря, он нередко страдал от ветра и наводнений, но каждый раз храм восстанавливали благодаря финансовой поддержке влиятельных людей. Тории установлены прямо в воде, они особенно уязвимы и их часто реконструировали (последний раз - в 1875 году).
Ворота-тории в синтоизме символизируют незримую границк между миром людей и мира духов. Размеры этой достопримечательности весьма внушительны: высота двух центральных колонн составляют 16,2 метра. Эти колонны поддерживают верхнюю поперечную перекладину длиной в 23,5 метра. Во время прилива основания колонн уходят под воду, поэтому войти в святилище можно только во время отлива. В трещины ворот посетители кладут монетки и при этом загадывают желание. Популярным занятием является сбор моллюсков у ворот во время отлива. Многие местные жители добавляют моллюсков в мисо суп.
Ицукусима-дзиндзя - наглядный пример древней храмовой архитектуры, интегрированной с окружающим ландшафтом, материальное проявление человеческого поклонения природе. Кроме того, храм иллюстрирует японскую концепцию живописной красоты, которая гармонично сочетает в себе природное начало и творение человеческих рук.